Donate
img

Своим опытом с медиками поделились ведущие эксперты Санкт-Петербургского медико-социального института

03.07.2017
Своим опытом с медиками поделились ведущие эксперты Санкт-Петербургского медико-социального института.

http://dixinews.kz/articles/zhizn/28424/

В Казахстане впервые провели курсы для специалистов по физической терапии. Более 50 медиков в реабилитационных центрах Астаны, Шымкента и Атырау прошли обучение в в рамках проекта общественного благотворительного фонда «Қасиетті жол» и при финансовой поддержке «Exxon Mobil Казахстан». Специалисты будут лечить детей с диагнозом ДЦП.

Своим опытом с медиками поделились ведущие эксперты Санкт-Петербургского медико-социального института. Они отметили, что вопрос реабилитации и восстановительного лечения больных с различными нейро-ортопедическими патологиями актуален во всём мире, поэтому с огромным удовольствием делятся опытом со своими коллегами.

О том, кто такой физический терапевт, о методиках реабилитации детей с ДЦП и дальнейших планах в рамках проекта рассказала Екатерина Клочкова — физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация» Санкт-Петербургского медико-социального института.

klochkova_750_500_ novosti.jpg
Екатерина Клочкова. Фото: physrehab.ru 

— Екатерина Викторовна, объясните, пожалуйста, кто такие физические терапевты и почему без них не обходится реабилитация детей с ДЦП за рубежом?

— Физическая терапия — это медико-социальная специальность, то есть это не лечебная физкультура, это не спортивный тренер, не медсестры. Это специалисты, которые готовы по своим знаниям, по своим навыкам, по своим подходам оказывать помощь целиком людям, которые испытывают трудности в движениях. Физический терапевт сам оценивает, сам выбирает программу помощи, сам проводит ее, сам работает руками и сам оценивает ее результат. Во всем мире это независимая специальность, то есть врач может направить к физическому терапевту, но тактику и помощь выбирает сам физический терапевт. 

В Казахстане это первый проект такой длительной подготовки для физических терапевтов (300 часов). Это меняет подход к реабилитации кардинально. Он не делает специалиста по физической терапии исполнителем какого-то комплекса упражнения, а делает его думающим специалистом, который выбирает то, что нужно ребенку. Без физической и современной реабилитации не обходится жизнь ни одного ребенка с церебральным параличом. Физический терапевт нужен для того, чтобы научить ребенка новым двигательным навыкам, научить эти навыки использовать в повседневной жизни и научить жить максимально активной жизнью.

— Чему обучались физические терапевты в течение учебного года?

— Мы старались этих людей научить думать как физические терапевты, учиться оценивать возможности ребенка, оценивать его потенциал, понимать на каком уровне находится развитие навыков ребенка, какие могут быть зоны ближайшего развития и как сделать так, чтобы ребенок был максимально независимым и максимально активным, обучали безопасности во время занятий. Мы хотели, чтобы слушатели много работали в группах, не просто слушали лекции, а сами делали упражнения, своим телом пытаясь понять, чего хочет физический терапевт от ребенка, смотрели и разбирали много видео. То есть, это был очень активный курс, в котором мы использовали практические модели обучения.

— Какие основные принципы реабилитации Вы можете назвать?

Сейчас для меня основные принципы реабилитации — это активность ребенка, то есть, то движение, которое делает ребенок. Я стараюсь, чтобы оно было инициировано самим ребенком. Для этого ребенок должен понимать контекст, в котором это происходит, ребенок должен понимать, чего от него ожидают, я должна сделать движение желаемым, понятным и, в то же время, выполнимым. Ребенок должен быть максимально активным.  

Второй принцип — мы со своей реабилитацией не должны противоречить общим законам развития ребенка. Во время реабилитации не должно быть больно, страшно. Моя задача — найти контакт с ребенком, иногда на это требуется время и родители думают, что я не выполняю то, что я должна делать,  но ребенок — это не просто тело, у которого спастичность, и оно не может удержать равновесие. Ребенок — это личность, которая должна научиться пользоваться своим телом. 

Третий принцип — реабилитация должна быть там, где живет ребенок, и она не должна противоречить нормальной жизни обычного ребенка. Курсовая реабилитация, когда мы вывели ребенка из среды — это может быть каким-то эпизодом, чтобы достичь цели, она обязательно должна продолжаться дома. Поэтому очень важно обучение родителей.

— Будет ли иметь продолжение проект с Фондом «Қасиетті жол»? Есть ли у вас совместные планы?

— У нас есть куча совместных планов с Фондом. Фонд не только организовал центры для реабилитации, но и планирует длительную систему поддержки, в котором уже сейчас получают помощь по 50 детей с каждого курса, это очень большой объем помощи. Фонд также хочет заниматься развитием потенциалов сотрудников этих центров. Сейчас мы провели такой курс, который можно назвать введением. На будущий год мы хотим сконцентрироваться вокруг конкретных проблем. Например, сделать курс по тренировке навыков приемов пищи, недельный курс по правилам оценки и организации работы реабилитационного центра, а потом провести выездные курсы в каждом центре. Мы съездим в Шымкент и посидим там вместе со специалистами на коврике, посмотрим конкретных детей, выясним, каким образом мониторить их состояние, устраивать реабилитацию в режиме реального времени, помогать специалистам внедрять то, чему они научились. Такие проекты невозможны, если нет надежного спонсора. Мне кажется, что устойчивость этого проекта  в том, что есть «Exxon Mobil Казахстан», который является системным спонсором, который не бросает этот проект. Это очень большое и важное дело.

Важно, что теперь врачи, инструкторы ЛФК, педагоги смогут использовать Международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) для описания особенностей ребенка, его потребностей в поддержке и помощи. В настоящее время Казахстан планирует внедрение МКФ, которая является классификацией всех обстоятельств, которые связаны со здоровьем и используется в таких областях, как страхование, социальная защита, трудоустройство, образование, экономика, социальная политика и так далее.